Если втягивающее не втягивает
Втягивающее реле стартера внешне представляет небольшую деталь в форме цилиндра, крепящуюся на самом стартере (сверху). Внутри корпуса главная часть — электромагнит, работающий короткое время — только в период запуска двигателя. Поэтому поломки реле происходят довольно редко. Но все-таки случаются.
Как оно работает
Основной задачей втягивающего реле считается привод в движение обгонной муфты стартера (бендикса) – шестеренки, которая вступает в зацепление с зубцами маховика коленавала и приводит его в движение вплоть до возгорания в цилиндрах топливной смеси. После этого опять же с помощью втягивающего реле бендикс «отцепляется» от маховика и занимает прежнее положение. С этой минуты ни стартер, ни реле в работе двигателя участия не принимают.
При запуске же сердечник электромагнита реле передает через специальную вилку поступательное движение бендиксу, а после запуска мотора электропитание на реле перестает поступать, и под воздействием пружины механизм возвращается в исходное состояние. Это если очень упрощенно. На самом же деле конструкция современных реле стартера предполагает наличие двух обмоток – втягивающей и удерживающей. Основная – втягивающая, участвующая непосредственно в работе механизма во время пуска двигателя. Задача удерживающей – фиксировать обгонную муфту в конце хода, то есть когда сердечник находится в корпусе реле. Схема, на первый взгляд бессмысленная, но на практике выходит очень значительная экономия заряда аккумулятора. Впрочем, в старых моделях авто встречаются реле и с одной втягивающей обмоткой.
Что чаще ломается
Определить, является ли причиной несрабатывания стартера собственно он сам или втягивающее реле, несложно. В случае, если втягивающее устройство в порядке, при повороте ключа зажигания «на старт», под капотом раздается характерный щелчок, издаваемый сердечником при перемещении. Если его нет, «виновато» реле.
Причины могут быть разные. Среди самых распространенных – обгорание контактных пластин (в народе – «пятаков»), смещение возвратной пружины и, наконец, замыкание в обмотках. Последняя неисправность самая болезненная в плане ремонта. То есть ремонт в этом случае категорически нецелесообразен – проще купить новое втягивающее реле. На слух повреждение обмотки сопровождается характерным дребезжанием при попытке запуска двигателя. Более точная диагностика проводится путем «прозванивания» выходов обмотки омметром.
Ремонт втягивающего реле своими силами осложняется тем, что, как и в случае с некоторыми другими узлами и агрегатами современных автомобилей (например, шаровых опор), устройство выпускается неразборным.
Производители объясняют, что делается это строго в рамках технического прогресса: дескать, неразборный корпус реле более надежно защищает механизм от внешних неблагоприятных воздействий (влага, грязь, пыль и т. п.). Но есть большое подозрение, переходящее в уверенность, что это не более чем маркетинговый ход: неразборные детали будут не ремонтироваться, а заменяться новыми, что принесет автозаводам дополнительные прибыли.
Итак, ремонт или замена?
Так или иначе, но вскрыть даже неразборное втягивающее реле стартера можно. Хотя бы для того чтобы зачистить или заменить «пятаки». Правда, при этом необходимо уметь пользоваться паяльником и обладать некоторой смекалкой. Так что в большинстве случаев сломанное реле лучше все-таки заменить.
Покупая новое, необходимо выбирать строго из перечисленного в технических рекомендациях списка. Дело в том, что даже в рамках одного производителя используются разные типы стартеров, к которым, соответственно, подходят только определенные модели втягивающих реле. Очень показательный в этом отношении пример – автомобили семейства ВАЗ. Они оснащаются как минимум четырьмя типами стартеров, к каждому из которых требуется «свое» втягивающее. Это редукторные стартеры для автомобилей всех ВАЗов, а также изделия AZD для ВАЗ 2108-21099 и 2113-2115. Кроме того, на ВАЗ 2108-21099 (как и на авто с классическим приводом) до сих пор используются не редукторные стартеры, то есть те, где крутящий момент от якоря к бендиксу передается «прямой передачей», без изменения крутящего момента.
Производителей стартеров для «Жигулей» и «Лад» немало, их продукция взаимозаменяема, кроме стартеров AZD белорусско-словенского предприятия Iskra. Втягивающие реле на них можно установить только оригинальные.
Одним словом, при выборе втягивающего устройства стартера автомобиля любой марки и модели нужно быть очень внимательным.
Источник: https://etlib.ru/blog/549-vtyagivayushchee-rele-startera